Возлюбленные! - так обращается к нам Господь. Здесь мы вместе можем быть облагодетельствованы силой, его благодатью, его милостью; находиться у ног его, чтобы слышать Слово его. Это очень радостная весть, но не у всех сейчас радостные лица. Видимо, печали этого мира омрачают наши мысли. Возможность изучать Писание – великое благословение для верующих. Мы ищем в нём ответы на наши вопросы, размышляем о Божьей милости. И конечно особое место в Библии занимает Книга Иова.
Согласно исследованиям, Иов жил ещё до Авраама, а книга о нём была, скорее всего, первой Книгой Библии, автором которой считается Моисей. В самом начале представлены характеристики Иова: непорочен – то есть без порока, справедлив [Иов был судья земли, один из старейшин, судивших народ, как это было принято в те времена], богобоязнен. Что значит бояться Бога? Когда Моисей в Исх 20 получил Закон, то объяснил, что значит богобоязненность Исх 20:20. Также Иов удалялся от зла. Библия говорит, что если человек не удаляется от зла, это значит, что он глуп, а не отважен. Рисковать с искушением – глупо. Если обратить внимание на имение Иова, можно заметить цифры, в каком-то смысле означающее благословение или Божью руку в его успехе: семь – символ совершенства (семь дней в неделе, семь нот, семь цветов радуги и три – полнота, в частности, триединство Бога). Если перевести состояние Иова ближе для нашего понимания, то он был миллионером, причём долларовым. Также Иов регулярно совершал всесожжения по числу своих сыновей на случай непреднамеренного греха с их стороны. Одним словом, этот человек любил Бога.
Так как Книга Иова была написана первой, то ясно, что сам Иов ничего о Боге не читал, а руководствовался словами, передаваемыми патриархами из поколения в поколение. Итак, сыны Божьи приходят от всех миров на поклонение к Богу. И от земли пришёл Сатана. Он считал себя полноправным владыкой земли. И тут Бог указывает ему на раба своего Иова, отмечая все его положительные качества. И те, которые пытаются обнаружить грех, за который Иов был наказан Богом, ошибаются, потому что Бог сам даёт ему характеристику. Но сам Иов никогда не говорил, что он беспорочный. Он только говорил, что не замечает в себе большого греха, за который следовало бы так наказывать. Тем не менее он знает понятие праведности по вере. Но при этом окружающие могут сказать о нём, что он святой, потому что не видят в нём греха. И мы тоже можем быть праведниками, но не потому, что будем хорошо себя вести, а потому, что Христос, находящийся в нас, делает нас такими. Но Сатана говорит: «Даром ли богобоязнен Иов?!» Кстати, в Быт 3:15 Бог – инициатор вражды. Когда Сатана говорит Адаму: «Ты теперь мой, грех породнил нас с тобою», Бог возражает: «Я тебя разделю с грехом, я дам тебе силу».
И здесь Бог опять говорит слова, вызывающие конфликт, потому что у него есть цель для Иова, у Бога есть цель для Сатаны, у Бога есть цель для всей вселенной.
Сатана же говорит о том, что Иов славит Бога только потому, что он решает проблемы Иова, работа, достаток, здоровье близких – всё Бог Иову обеспечивает. И мы молимся об этом в церкви и дома. Но Сатана бросает вызов Богу, предлагая отнять всё у Иова и проверить, останется ли тот и тогда верен, он говорит о существующем между ними сговоре. И Бог соглашается на условия Сатаны с тем, чтобы тот не трогал самого Иова, и отдаёт в руки дьявола всё имущество своего раба. Бог не наказывает Иова, но отдаёт его в руки Сатаны, однако же ограничивает его в действиях. Если что-то плохое в жизни праведника происходит, будьте уверены – Бог всегда ограничивает власть Сатаны.
И когда Иов теряет всё, то, не зная о диалоге Бога и Сатаны, благословляет Бога несмотря на свои потери. Представьте себя на месте Иова. Кто скажет в такой момент: «Да будет имя господне благословенно!»?
Если мы ходим в церковь, чтобы попасть в рай; чтобы насладиться здесь только Божьими благословениями; если мы приходим к Богу, чтобы как-то использовать его в качестве волшебника в обмен на соблюдение Закона, то мы уже не поймём Бога и не благословим его, как Иов, ведь у него была не такая вера, как у многих из нас. Если за Христом мы видим рай, получается, что мы используем Христа, чтобы туда попасть. Но где же тогда любовь к Богу?! Книга Иова открывает вселенную, престол Божий; она обнажает суть веры самого Иова, который говорит: «Благословен ты Господь, который взял у меня всё; семью свою я похоронил, а ты, Боже, благословен!» Это не громкие пустые слова, порой звучащие о любви. Это и есть любовь к самому Богу. Христос говорил ученикам: «Будете пить чашу и будете креститься крещением, как вы хотели». И они, будучи уже зрелыми апостолами, когда много благословений через них излилось на людей, познали Бога совсем по другому; не так, как пытались, общаясь между собой. И апостол Пётр не пожелал быть распятым, как его Учитель, но только вниз головой, потому что не посчитал себя достойным.
Если каждый спросит себя, даром ли он богобоязнен?! Какие отношения связывают нас с Богом и любовь ли это?!
Но Сатана знает, как не лишить жизни, но причинить как можно больше страданий. Во втором раунде он поразил Иова проказой. Никто из нас не знает, что это такое, но это проклятый человек, к которому даже не подходили. Тело гниёт заживо, отваливается кусками. Иов очень похож на Христа. Христос страдал безвинно и Иов тоже; Христа предали даже самые близкие люди и Иова все предали; Христос страдает по воле Божьей и Иов тоже страдает по Божьей воле; Иов любит Бога и Христос любит своего отца. Это смирение в прах, в пепел. Но Иов не понимает, что происходит. На протяжении книги Бог ему показывает, что есть некоторые звери очень мощные, страшные исполины, которых ты не можешь укротить, но их укрощаю я. Наверно, в этот момент Иов понял, что не Бог его наказывает; что есть некая сила, стоящая за всем этим, но Бог показывает на этих зверях, что он ставит им границы. Для Иова это – благословенная надежда – зло ограждено! Бог не даст больше, чем возможно вынести. В 1 Кор 10:13 написано об этом. Здесь по сути Бог рискнул, отдав своего представителя страдать безвинно, но ради чего?! Наша человеческая логика настолько эгоистична, что мы спрашиваем у Бога: «Господи, а как мне спастись?» Но во вселенной есть и другие важные вопросы.
Бог на кресте показал свою сущность; как он есть без славы, без трона; как он есть, когда его унижают. Иов в этом испытании проявил свою веру; что за ней стоит – Божьи благословения, или любовь. Вся вселенная увидела, что Иов любит Бога! Это нечто непонятное, ведь Сатана, придя второй раз, был уверен, что за проказу Иов проклянёт Бога и наконец-то Сатана победит, но Иов любил Бога. В Еф. 3:10 и в Рим. 8 Павел говорит, что оправдание Закона и оправдание Бога исполнится в жизни вашей. И в Иоанна 17:3 – у Бога цель не только спасти нас, но главная его цель, которая была до грехопадения и осталась сейчас. Человек был сотворён, чтобы познавать бесконечного; чтобы развиваться в этой благодати, в этой радости познания всевышнего, чтобы быть венцом его творения и чтобы его разум, тело, чтобы он весь мог познавать самого творца. И сегодня высшая цель – познать всевышнего Бога, открыть для себя любовь, увидеть жертву Христа. Иов для себя это открыл. От того, что с ним происходило, не поколебались устои его веры. И в этой великой борьбе Иов как прообраз Христа, который стоит твёрдо. Да, он был грешник и он это признавал и нуждался в искупителе, но его вера и его любовь были настоящими. И пусть благословит Господь каждого из нас, чтобы наша любовь и наша вера были настоящими. Аминь
Рассказал Торощин Евгений Леонидович, пресвитер Церкви
Записала Семак Ниташа, руководитель отдела информации г. Волгодонска
Авторизуйтесь
Сейчас 73 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
|